а) Внимательно прочтите жалобу (заявление), вдумайтесь в ее содержание. Обратите внимание:
- по какому поводу обращается автор жалобы;
- кто является автором жалобы (адресатом);
- где и когда происходили описываемые события;
- кто является участником событий;
- кто является адресатом жалобы (к кому обращается автор);
- насколько типична данная жалоба;
- обращается ли автор жалобы впервые или повторно. Если повторно (неоднократно), то что его не удовлетворило при первом рассмотрении жалобы;
- нет ли «общественного резонанса» в отношении событий, описанных в жалобе. Если по поводу них распространились слухи или были выступления средств массовой информации, то каково отношение общественного мнения к описанным событиям.
б) Прочитав жалобу, не спешите занять определенную позицию в отношении к описанным событиям, т.к. она может оказаться ошибочной в силу двух основных обстоятельств. Во-первых, профессиональная солидарность подсознательно толкает занять позицию «защиты чести мундира». Это психологическое явление усиливается, если автор жалобы — скомпрометировавшая себя личность (осужденный, человек ранее уличенный в клевете и т.п.). Во-вторых, под влиянием эмоционально излагаемых событий, авторитетности автора жалобы и других факторов должностные лица уже в самом начале расследования могут исходить из внушаемой им позиции.
Необходимо найти в себе силы отказаться от ситуативно возникшей установки и быть по возможности беспристрастным (объективным) при дальнейшем анализе текста жалобы.