Понятие и юридический состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Иными словами, на лицо, совершившее административный проступок, налагается административное взыскание. Для привлечения к административной ответственности необходимо:

1) наличие правового (юридического) основания, т.е. наличие правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;

2) наличие фактического основания: лицо должно нарушить указанную норму, т.е. совершить административное правонарушение.

В соответствии со ст. 10 КоАП РСФСР административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РСФСР об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного проступка.

Антиобщественность заключается в том, что административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью, а различия между административным проступком и преступлением проводят по следующим критериям: особенности объекта правонарушения; повторность; систематичность; злостность; наличие тяжких последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

Виновность означает, что правонарушение совершено виновно, т.е. умышленно или неосторожно; деяние должно совершаться сознательно, с присутствием воли. И наоборот, если лицо не отдает отчет своим действиям или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, т.к. находится в состоянии невменяемости.

Наказуемость: только то деяние может быть признано правонарушением, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Ее реализация осуществляется через административные взыскания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид (какой) и меру (сколько) административного взыскания.

Данные признаки присущи не только административному проступку, но и другим правонарушениям. Их отличает друг от друга степень общественной опасности, т.е. характер и тяжесть причиненного вреда, объект посягательства, виды наказания, круг лиц, правомочных их применять, и юридические последствия для правонарушителя.

В совокупности антиобщественность (общественная опасность), противоправность, виновность, наказуемость характеризуют совершенное деяние (действие либо бездействие) как правонарушение. Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного введено понятие состав правонарушения.

Нас интересует состав административного проступка. Это совокупность юридических элементов, при наличии которых за совершенное деяние наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Рассмотрим эти элементы и охарактеризуем их.

Объект — совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом (административным законодательством).

Родовой — группа однородных общественных отношений, на  которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РСФСР построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, т.к. они собраны по родовому признаку. Например, гл. 13 КоАП РСФСР “Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок”. В данной главе сгруппированы правонарушения, имеющие родовым объектом посягательства общественный порядок.

Непосредственный — конкретное общественное  отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 158 КоАП РСФСР устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству  и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо определить, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и др., т.е. то, что можно увидеть, перенести, подержать, положить и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами или орудиями административного правонарушения.

Административное правонарушение
Административное правонарушение

Объективная сторона — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как, каким способом, когда, где, с помощью каких средств совершено правонарушение. Характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и т.д.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав (для квалификации деяния необходимо установить, помимо действия и бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними).

         Причина — явление, порождающее другое явление.

Следствие — результат действия причины.

Необходимая причинная связь — это связь между явлениями, в силу которых одно из них с необходимостью порождает другие.

Ее признаки:

  1. Действие должно предшествовать по времени наступлению последствий.
  2. Вред должен быть следствием именно этой причины.
  3. Действие должно привести (без вмешательства посторонних сил) именно к этому последствию.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство составов административных правонарушений имеют формальный состав.

Следующий элемент юридического состава административного правонарушения — субъект.

Субъект — это индивид или организация (коллектив людей), совершивший административное правонарушение.

Индивид — это физическое (отдельно взятый конкретный человек) вменяемое лицо, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение.

Вменяемость — психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет своим действиям и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который достиг 16-летнего возраста (общее правило). Время, с которого считается, что нарушитель достиг возраста ответственности, исчисляется с 0 часов, следующих за днем рождения суток.

Лицо должно совершить административное правонарушение, а не другое деяние.

Так раскрывается понятие общего субъекта (индивида) административного правонарушения.

Помимо общего субъекта, определены:

  • специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (совершеннолетний, судимый, должностное лицо, иностранный гражданин и т.д.);
  • особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который ответственность, как правило, несет не административную, а дисциплинарную, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 16 КоАП РСФСР к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих, сотрудников ОВД, т.к. на общих основаниях они отвечают за следующие административные правонарушения: нарушение правил дорожного движения, контрабанда, нарушение таможенных правил, нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, нарушения, связанные с режимом государственной границы РФ. В отношении сотрудников ОВД не применяются административные взыскания: административный арест, исправительные работы.

Проблема административной ответственности организаций не получила приемлемого разрешения не только в законодательстве, но и в теории.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. В основном, организации признаются субъектами административной ответственности за нарушения земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Основная мера ответственности, применяемая к юридическим лицам, — штраф.

Субъективная сторона — внутренняя сторона противоправного посягательства. Характеризуется виной, мотивом и целью.

Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Ее формы:

а) умысел: лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел); не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел);

б) неосторожность, которая в свою очередь, подразделяется на:

  • небрежность (не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела);
  • самонадеянность (осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий).

Необходимо отличать неосторожность от казуса, т.к. в последнем случае ответственность не наступает ввиду отсутствия вины.

Казус (случай): лицо не осознавало, не предвидело и по обстоятельствам дела не должно было предвидеть наступления вредных последствий.

Кроме вины, как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

  • мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что “толкает” совершить правонарушение);
  • цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность 4-х юридических элементов, то оно подвергается административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение для сотрудника ОВД, т.к.:

1) позволит отличить административный проступок от других правонарушений;

2) сотрудником ОВД будут правильно (в соответствии с КоАП РСФСР) квалифицированы административные правонарушения;

3) приведет к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволит избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

ВЫВОД.

  1. Административный проступок — это общественно-опасное противоправное, виновное деяние (действие либо бездействие), посягающее на общественные отношения, охраняемые административным законодательством, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.
  2. Только при наличии 4-х юридических элементов — объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, усматривающихся в совершенном деянии, — лицо подвергается административной ответственности.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector