Контроль органов судебной власти

Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основное содержание судебного контроля, как способа обеспечения законности в управлении, состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей юрисдикции.
  3. Арбитражные суды.

Конституционный суд РФ

Разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (предмет рассмотрения вопросов выделен только для государственного управления).

Если Конституционный Суд РФ признает неконституционным нормативный акт, то он утрачивает юридическую силу.

Конституционный суд РФ
Конституционный суд РФ

Суды общей юрисдикции

Осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

При рассмотрении гражданских дел суд изучает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстановлении нарушенных прав граждан.

Осуществляя производство по уголовным делам, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работников управленческих аппаратов.

Если при рассмотрении дел суд усмотрит нарушение законности, дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, выявит при этом условия и причины нарушений, он становится вправе вынести частное определение. В необходимых случаях им принимаются меры к привлечению виновных лиц к ответственности.

Суд также рассматривает жалобы лиц на постановления органов и должностных лиц о наложении административного взыскания; жалобы граждан на действия органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Арбитражные суды

Им предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Пример: споры о признании недействительными индивидуальных актов государственных органов, нарушающих экономические права и интересы организаций и граждан-предпринимателей, и о возмещении убытков; об отказе в государственной регистрации организации; о взыскании государственными органами с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и денежных средств.

Решение арбитражного суда по спорам в сфере управления является обязательным к исполнению. Оно исполняется на основании выдаваемого арбитражным судом акта, являющегося исполнительным документом. Суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

ВЫВОД. Основным принципом в деятельности органов исполнительной власти является принцип законности. Условиями (способами) его обеспечения служат контроль, надзор и право лиц на жалобу. Указанные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении реализуют различные государственные органы, предприятия, учреждения и граждане. Все это создает нормальные условия для работы государственного аппарата, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector