Административный и прокурорский надзоры

а) исполнение законов органами местного самоуправления, органами государственного управления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;

б) соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами.

Цели прокурорского надзора:

а) своевременное реагирование на нарушения законности в управлении;

б) принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения;

в) восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:

1) проверка исполнения законов поднадзорными объектами. По итогам проверок составляются справки, которые направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности;

2) проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;

3) участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной властей;

4) изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом:

  1. Внесение протеста на противоречащий закону акт.

Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору дается в письменной форме.

  1. Направление представления в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности.

Основаниями для внесения представления являются:

  • выявленное нарушение закона;
  • совокупность нарушений закона;
  • обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру;
  • обобщение судебной практики.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме.

  1. Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Принятие данного решения зависит от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином.

  1. Административный надзор — наблюдение полномочными государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил поведения, закрепленных в законах и подзаконных актах.
Административный надзор
Административный надзор

В отличие от контроля административный надзор осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов; в процессе его осуществления применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил (дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и др.)  на поднадзорных объектах.

Полномочиями по осуществлению административного надзора обладают некоторые государственные комитеты (Гостехнадзор РФ); многие органы, осуществляющие административный надзор, организационно входят в системы министерств и ведомств, но по определенному кругу вопросов вправе контролировать деятельность органов управления, состоящих в системах других министерств и ведомств     (органы, осуществляющие пожарный надзор, санитарный надзор и надзор за безопасностью дорожного движения). Речь в этом случае ведется о государственных инспекциях, которые создаются для осуществления административного надзора. Они могут быть как организационно самостоятельными, так и структурными подразделениями конкретных органов управления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector